Судьба болваночного сбора в РФ

Постановление правительства Российской Федерации о сборе одного процента (1%) стоимости физических носителей информации в пользу правообладателей принято почти два месяца назад. Но формула, по которой будут поделены деньги, пока не выработана.

Российский союз правообладателей, получивший государственную аккредитацию на получение вознаграждения за воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях, пытается выработать формулу распределения собираемых средств среди авторов. Одного процента (1%) от стоимости физических носителей информации может составить до 200 млн. долларов ежегодно.

Общий принцип распределения доходов определен. Советом Российского союза правообладателей установлено, что на покрытие собственных расходов будет удерживаться не более 15% от собранных средств. Остальные 85% будут распределяться между правообладателями в пропорции: 40% — авторам музыки и кино, 30% — исполнителям, еще 30% — изготовителям фонограмм и аудиовизуальных произведений. Но как конкретно будут делиться деньги, кто из авторов и исполнителей может претендовать на часть собранных средств, и какова эта часть, пока не ясно.

«Основные теоретические положения должны быть разработаны до конца года Исследовательским центром частного права. Задача ведь поставлена — разработать чуть ли ни новую конвенцию об авторском праве. Юристы тоже люди, и люди довольно творческие. Если юридическая муза не посетит, то процесс может затянуться», — сказала в интервью Екатерина Чуковская, заместитель министра культуры Российской Федерации.

Представители правообладателей уверены: разрабатываемая формула должна учитывать и телевизионные рейтинги, и рейтинги кинопроката, и степень популярности контента в сети.

Екатерина Чуковская прокомментировала величину расходов Российского союза правообладателей, которые составляют 15%, или до $30 миллионов в год: «Существует иллюзия, что это огромные деньги. На самом деле, огромный труд – эти деньги собрать».

Впрочем, председатель совета директоров Российского авторского общества Сергей Федотов выразил уверенность в том, что процент средств на обеспечение деятельности представителей правообладателей будет снижаться. На вопрос, много ли последователей оказалось у инициаторов акции «30 копеек для Михалкова», которую в знак протеста организовали недовольные новым сбором блогеры, Сергей Федотов ответил, что чистые болванки и деньги прислали двадцать восемь человек.

Екатерина Чуковская считает, что без развития авторского права невозможна не только интеграция в мировое сообщество, но и элементарная защита интересов наших правообладателей за рубежом. Заместитель министра культуры РФ утверждает, что нельзя криминализировать общество, обвиняя каждого в пиратстве. Необходимо найти такую схему, при которой сбор вознаграждения для авторов будет простым и удобным, потребители не будут конфликтовать с законом, а интересы правообладателей будут защищены. Пока формула раздела вознаграждения между авторами не разработана, единственным способом поддержать авторов-пенсионеров остается выделение именных грантов. Именно так удается оказывать финансовую поддержку пожилым композиторам и исполнителям.

Ирина Мирошниченко сообщила о том, что актеры всегда работали за мизерную зарплату, и после выхода на пенсию не имели возможности получать достойные доходы.

«У меня очень радужные надежды на Российский союз правообладателей», — заявила актриса.

В качестве примера Ирина Мирошниченко привела судьбу актера Вячеслава Тихонова. Созданные актером образы тысячи раз транслировались телевизионными каналами, не принося своему создателю ни копейки.

Впрочем, сами правообладатели настроены гораздо решительнее, чем их представители и чиновники министерства культуры Российской Федерации. Кинорежиссер и актер Федор Бондарчук заявил, что нелегальные копии фильма «Обитаемый остров» были скачены с торрентов в первые дни проката более миллиона раз. Режиссер считает, что нелегальное потребление контента наносит удар по доходам правообладателей.

Леонид Верещагин (генеральный директор студии «ТРИТЭ») заявил, что канал легальных продаж фильмов через интернет заменит собой продажи DVD и в будущем станет единственным каналом доставки контента для домашнего просмотра.

«Но введение сбора с физических носителей не отменяет борьбу с пиратством», — подчеркнул Леонид Верещагин.

Надо отметить, что идея "болваночного сбора" (превентивного сбора за будущее мелкое пиратство) не российское изобретение. Так называемый «налог на чистую кассету», которым облагаются бытовые устройства с возможностью копирования и чистые носители, уже существует в Испании, Бельгии и Франции, и именно благодаря нему французы предпочитают покупать аппаратуру, болванки и т.п. в Германии. Вводя данный налог, европейские законодатели предвидели, что владелец легального диска не сможет удержаться от соблазна хотя бы единожды скопировать его содержимое на чистую болванку. Потерю авторами именно от этого бытового пиратства призван компенсировать сбор на чистые носители.

Администрация сайта Soft-4-Free.ru считает неверным взимать процент в пользу Российского союза правообладателей со всех физических носителей и оборудования для копирования, так как многие люди приобретающие их не занимаются мелким пиратством, а записывают на них легально бесплатный контент ( бесплатный софт, игры, музыку, свои фотографии, документы и многое другое) который не нарушает авторские права. Но им все равно приходится платить налог идущий авторам, и это администрация сайта Soft-4-Free.ru считает неверным.

По материалам Infox.ru и Slon.ru

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Поиск программы

Партнеры



Интересно

Программы по функциям